В первой половине XVIII века на месте нынешнего всемирно известного дворца Строгановых на Невской першпективной дороге стояли два обыкновенных деревянных типовых здания, объединенных общими воротами. В одном крыле жил придворный повар, в другом — представитель высшей петербургской знати.
Как ни пытался Строганов откупить у соседа его участок, упрямый кулинар не соглашался ни на какие условия. И тут, как говорится, не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
В ноябре 1752 года Сергей Григорьевич Строганов пишет своему сыну в Париж: «Наш петербургский дом сгорел до основания. И на том же месте я начал строить новый и такой огромный, и с такими украшениями внутри и снаружи, что удивлению подобно».
Старый барон нисколько не преувеличивал: дворец строился действительно громадным и впечатляющим. Ведь не примитивной линейной высотой и протяженностью оценивается подлинное произведение строительного искусства, а волшебным умением зодчего вложить в него небывалый, самобытный замысел, изумительную стройность и благородство форм.
Даже тогда, когда на Невском проспекте выросли в конце прошлого века огромные, многоэтажные доходные дома, дворец Строгановых с высоты своих (всего-то!) трех этажей продолжал выглядеть столь же величественно и необыкновенно.
Кто же такой Строганов? За какие заслуги разрешила ему Елизавета Петровна оторвать знаменитого придворного архитектора от императорских построек?
Род Строгановых был сказочно богатым, да еще находился в родстве с царской фамилией. Это они снарядили дружину Ермака, способствовали присоединению Сибири к России. Это они помогали Петру Великому щедрыми денежными пожертвованиями успешно завершить войну со Швецией.
Легенда сохранила забавный эпизод: угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок преподнес на десерт бочонок с золотом.
Сперва именитые граждане, потом бароны и, наконец, графы Строгановы верой и правдой служили отчизне на экономическом, дипломатическом и военном поприще.
Умелый, высокообразованный, чуткий заказчик оказался у архитектора Франческо Растрелли. Он с глубоким доверием относился к свободе творческого выбора. И зодчий с необыкновенным увлечением приступил к созданию первого частного дома в системе городской застройки. Первого и единственного, дошедшего до наших дней.
Присмотритесь, как празднично звучит на светло-зеленом фоне ослепительно яркая композиция лепнин, какие гигантские окна второго этажа вбирают в себя потоки света! Всего два года потребовались вдохновенному творцу, чтобы это чудо архитектуры возникло на Невском.
12 октября 1754 г. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили: генерал-лейтенант барон С. Г. Строганов дал бал в своем новом доме.
Попробуем перенестись в то далекое время и хотя бы в некоторых деталях представить, как это выглядело.
Дворец тогда смотрелся еще более грандиозно. Вокруг теснились за деревянными заборами мазанковые домишки, оставляя местами луговины для пасущихся коров.
XVIII век еще не привык занавешивать окна тяжелыми шторами. И на Невский проспект смотрели многочисленные хрустальные люстры. Трепетные огоньки свечей вызывали у хрусталя сотни искрящихся оттенков. Словно сказочный фейерверк был выпущен на волю.
Конечно, электрический свет — великий прогресс, но сотворить такое волшебство ему не дано. Он может высечь из хрусталя всего пять-шесть тонов.
И был новостроенный дворец подобен кораблю, готовому под музыку оркестров двинуться в плавание. Как это ни странно, тогда он был выше, чем теперь. Из-за наращивания культурного слоя окна нижнего этажа на треть ушли в петербургскую почву.
Через год великий архитектор с гордостью писал: «Я построил… дворец, принадлежащий господину Строганову…» И дальше объясняет, что в его стенах пятьдесят апартаментов и большой зал, оформленный весьма искусными мастерами. Кроме того, там имеется галерея, озаренная зеркалами и позолоченной скульптурой. Большая парадная лестница с богатой лепниной и железными вызолоченными перилами. Два главных фасада украшены впечатляющей архитектурой.
И то, что это писал Растрелли, человек строгий и придирчивый к результатам своего труда, говорит о многом.
В восторге был и заказчик. Он стал единственным, кто решил воздать должное зодчему. Когда в Россию приехал прославленный живописец Ротари для создания портретов императрицы, великих князей, Строганов употребил небывалую энергию и громадные деньги, чтобы этот художник написал портрет создателя дворца.
Портрет повесили в самом нарядном, Белом зале, где он и просуществовал до 1917 года.
Сейчас в Строгановском дворце находится филиал Русского музея с выставкой восковых фигур.
Рассказ опубликован журнале "Костер" за июнь 1998 года.