Благоустройство Парголовской мызы продолжил его сын Андрей Петрович Шувалов (1743–1789) — второй владелец имения. Молодой граф рос при дворе вместе с графом А.Р.Воронцовым и графом А.С.Строгановым, наставником их был Пьер Ле Роа, в 1750 году покинувший для этого Академию наук. В 1756 году произведенный в поручики конной гвардии А.П.Шувалов в свите графа М.П.Бестужева-Рюмина был отправлен за границу. При восшествии на престол Екатерины II он избежал опалы, а в 1764 году вместе с молодой женой Екатериной Петровной, урожденной Салтыковой (1743–1816), совершил второе заграничное путешествие, во время которого познакомился с Вольтером и посетил его в Фернее. Вольтер в письме к графу М.Л.Воронцову лестно отозвался о своем госте, особенно «о милых стихах, которые он пишет на нашем языке». К этому времени действительно относятся первые стихотворения Шувалова, среди них ода на смерть Ломоносова, напечатанная в 1765 году, и послание Вольтеру. Екатерина II пользовалась услугами А.П.Шувалова для исправления слога в своих французских письмах. После смерти А.П.Шувалова парголовское майоратное владение, вопреки традиции, перешло младшему сыну Павлу, а старшему Петру досталось более удаленное от столицы имение Вартемяки.
При первых владельцах начались и работы в имении: в 1747 году по границам парголовского имения были поставлены межевые столбы, а в 1757 году был выкопан пруд и механик Нумер продолжил «строение машины», предположительно, для работы фонтанов.
Представление об усадьбе того времени дает ее описание в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1757 год, которое почти дословно повторяет сведения, приведенные в рукописи А.Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга.» В ней упоминается «Парголова мыза на Выборгской стороне в 15 верстах, Его графского сиятельства Петра Ивановича Шувалова, изрядно на красивом месте стоящая, при которой: а) великие два самородных озера, б) дом его графский на высоком мысу стоящий, и около оного мыса великие оранжереи устроены, в) внизу сад распространяется, г) церковь на высоком холме стоящая во имя Нерукотворного Образа, освященная в 1754 г. …»
Эта церковь, освященная в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, стояла недалеко от парка, в селе Спасском, возникшем в середине XVIII века и также принадлежавшем Шуваловым. В 1791 году церковь сгорела от удара молнии. Через год недалеко от прежней и была построена новая, также деревянная, церковь. Ее постройка производилась по проекту Л.Руски под надзором управляющего парголовским имением Боде8. Именно эту церковь, изображенную на ряде акварельных видов Петербурга с Парнаса в Парголовском саду (так называли в ХIХ веке Шуваловский парк), упоминает А.С.Грибоедов в очерке, посвященном загородной поездке в Парголово 21 мая 1826 года: «…другого рода мысли и чувства возбуждает, несколько верст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок, и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».
Очевидно, при Андрее Петровиче, побывавшем в юности во Франции и Италии, где в середине XVIII века на смену регулярным паркам пришли пейзажные, близкие «дикой природе», в 1760-е годы были построены два одинаковых двухэтажных каменных дворца. Их облик запечатлен на нескольких рисунках 1780-х годов архитектором Дж.Кваренги, приехавшим в Россию по приглашению Екатерины II и, очевидно, часто бывавшим в доме своего друга и покровителя А.П.Шувалова; это первые по времени дошедшие до нас изображения Шуваловского дворца10. На одном из них внешний вид детально прорисованного каменного строения точно повторяет симметричную часть современного Малого дворца в пять окон. Обработка фасадов дворца предельно сдержанна: профилированный поясок отделяет первый этаж от второго, широкий карниз венчает стены. Углы дворца выделены лопатками, а средняя часть акцентирована лучковым фронтоном. Дворец завершался четырехскатной крышей с мансардными окнами. Облик дворцов характерен для сооружений, возводимых в конце 1760-х — начале 1770-х годов. Один из этих дворцов — современный Малый дворец, сохранился практически без изменений, что представляет несомненную ценность, так как построек того времени дошло очень немного.
У подножия холмов, где стоит дворец, раскинулась наиболее старая часть парка — Нижний парк, или, как его называли тогда, Сад. В XVIII веке территория парка была невелика и ограничивалась районом горы Парнас, «возведенной искусственной насыпью по повелению императрицы Елизаветы Петровны», с лежащими у ее подножия прудами и примыкавшей к ней с запада лощины с круглым прудом. Эта часть парка была разбита в регулярном стиле, господствовавшем в России в середине XVIII века. На наиболее раннем из дошедших до нас планов парголовской мызы 1770 года уже нанесен регулярный сад, от центральной площадки которого лучеобразно расходятся десять дорожек. Эти широкие аллеи-лучи, обсаженные липами, заканчиваются на вершинах холмов, окружающих лощину. На одном из холмов стояла беседка, из которой открывался прекрасный вид на видневшийся вдали Финский залив. Круговая аллея зигзагообразно соединяла лучи-аллеи, образуя в плане многоугольник, что дало этому месту название «Звезда». Одна из лучеобразных дорожек доходит до вершины холма под названием «Парнас» (или «Старый Парнас»), у подножия которого, недалеко от пруда, находятся руины круглого каменного здания, обработанного колоннами дорического ордера. Это — колодец с водокачкой для дворца, который был оформлен в парковый павильон, называвшийся «Холодными банями». Он был сооружен, по-видимому, на месте старого здания-ротонды, указанного на плане 1770 года значительно позже, в 1912–1914 годах, архитектором С.С.Кричинским, перестраивавшим в то время Большой дворец. Еще одна дорожка-аллея оканчивалась на холме с названием «Новый Парнас», а расположенная между ними дорожка с широкой лестницей в виде террасообразного спуска вела к господскому дому.
Оба Парнаса доминируют в ландшафте Нижнего парка. Когда они получили свое название, неизвестно. Можно предположить, что это случилось во второй половине XVIII века. Впечатление от парголовского парка с его холмами передают строки из письма императрицы Елизаветы Алексеевны (ее вместе с сестрой привезла в Россию графиня Екатерина Петровна Шувалова) матери Амалии Баденской летом 1809 года: «…вчера вечером совершила поездку в деревню, принадлежащую графине Шуваловой, где я не была уже несколько лет. Местоположение прекрасно, без сомнения, это одно из красивейших мест в окрестностях Петербурга; местность возвышенная, деревья красивые и старые… Никогда Парголово не казалось мне столь привлекательным, как вчера. Погода стояла чудесная, похоже, что она удержится, поэтому рассчитываю приехать сюда не один раз, лишь бы подальше от Каменного острова. Даже будучи такой старой (ей в 1809 году исполнилось 30 лет. — Е.А.), я тем не менее вчера с удовольствием, должна признаться, делала то, что так радовало меня в детстве, а именно — лазила по горам, нарочно выбирая самые крутые откосы. Я вспомнила Гамбах, где был один холм, на который вскарабкивалась каждый вечер по самому опасному склону для того, чтобы увидеть горы Лотарингии и сказать себе, что я видела Францию, которую считала тогда чудесной страной».
Расположенные у подножия Парнаса каскадные пруды имеют неправильные геометрические очертания. Верхний из них — маленький Треугольный пруд, скрыт в зарослях. Находящиеся ниже два пруда соединены протоками. Обширный нижний пруд, трапецеидальный по конфигурации с полукружием в южной части, соединяется двумя каналами с расположенными по его сторонам малыми прямоугольными прудами и носит название «Рубаха Наполеона». Выше него еще один пруд — меньших размеров, отдаленно напоминающий по своим очертаниям треуголку и имеющий название «Шапка Наполеона». Названия прудов, очевидно, появились при третьем владельце имения — Павле Андреевиче Шувалове (1776–1823), участнике войны с Наполеоном, сопровождавшем в качестве представителя одной из победивших держав — России, низложенного французского императора в изгнание на остров Эльбу.
Источник: Журнал «Наше наследие»