По возвращении в Россию в 1816 году Павел Андреевич женился на княжне Варваре Петровне Шаховской (1796–1870) — правнучке известного богача барона Александра Григорьевича Строганова, получившей в наследство уральские заводы. Сам Строганов был женат на Марии Загряжской, сестре И.А.Загряжского — деда Н.Н.Гончаровой-Пушкиной, и с родственниками Гончаровой в парке было связано несколько мест. В начале 1830-х годов у Варвары Петровны проживала ее тетка — Екатерина Ивановна Загряжская, которую иногда навещали Пушкины, что и послужило основанием для предания о «пушкинской» скамье, на которой любил сидеть поэт. Двоюродному дяде Натальи Николаевны — Григорию Александровичу Строганову, который был посаженым отцом на ее свадьбе, в парке, недалеко от господского дома, принадлежал «баронский», или «Строганов» дом, сохранявшийся до конца 1860-х годов. Еще один дом, связанный с родственниками В.П.Шуваловой и Н.Н.Пушкиной — дача Шульца, выходца из Эстонии, приходившегося двоюродным братом матери Натальи Николаевны12, находилась у подножия холмов, в долине речки Заманиловки, в те времена довольно полноводной. Это светло-желтое строение, позже называвшееся «Белая дача», изображено на нескольких рисунках А.Шмидта 1812 года, хранящихся в Русском музее, и на гравюре М.Лустоно, исполненной в 1833 году.
В начале 1820-х годов супруги решили благоустроить одичавший и разросшийся парк и возвести новый дом. Однако в декабре 1823 года граф умер, оставив двух малолетних сыновей: Андрея (1817–1876) и Петра (1819–1900). Варвара Петровна, овдовев, покинула Парголово и несколько лет провела в Швейцарии, на берегу Женевского озера, на своей вилле между Женевой и Лозанной, которая служила центром многочисленной русской колонии. В 1826 году она, страстно влюбившись, выходит замуж за швейцарского француза из Лозанны, получившего графство от французского короля, а затем вступившего в русское подданство под именем Адольфа Полье.
Полье прожил в России немногим более трех лет, но оставил свой след в ее истории. В 1829 году он получил придворную должность церемониймейстера двора, а в сентябре этого же года был награжден орденом Святой Анны 2-й степени»13. В «Русском биографическом словаре» о нем сообщается, что он был хорошим рисовальщиком и занимался минералогическими изысканиями, в частности открыл первое в России месторождение алмазов на принадлежавшем жене Бисерском прииске14. Современники отмечали, что Полье «имел довольно обширные сведения в минералогии, в чем отдавал ему справедливость и сам знаменитый Гумбольдт, которому сопутствовал он… при обозревании гор Уральских»15. «Горный журнал», отмечая это событие, писал: «Алмазы открыты на Бисерском прииске при прибытии на завод графа Полье, который приказал промывать вторично грубые шлихи, остающиеся после промывки золотоносных песков. Бисерский чугуноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий графине Полье, находится в Пермской губернии при реке Бисере, соединяющейся с Камой… Примечательнейший из приисков, ныне разрабатываемых, есть Адольфовский… Сей прииск открыт в 1829 году в мае месяце и находится близ устья Полуденки»16. Один из найденных алмазов Полье подарил А.Гумбольдту, и ныне он хранится в музее в Берлине. Путешествуя по Уралу, Адольф Полье, прекрасно рисовавший, сделал много «весьма хороших видов»17. К сожалению, ни набросков, ни альбомов с его рисунками пока не обнаружено.
Именно графу Полье, столь недолго прожившему в Парголове, принадлежит инициатива устройства Шуваловского парка в современном состоянии. Он активно взялся за восстановление Парголовского имения и благоустройство парка. Для руководства парковыми работами был приглашен садовый мастер П.Эрлер — один из опытных специалистов, позднее работавший в Петергофе и оставивший заметный след в истории садово-паркового искусства. С именем Эйлера следует, по-видимому, связать существующую пейзажную планировку парка. Пейзажный парк был разбит не на месте регулярного, а к северу от старого парка, на гряде Парголовских холмов, и поэтому со временем получил название Верхнего. Здесь было несколько прудов и Чухонское озеро с островом посередине — доминанта в общей композиции парка. Однако реализовать до конца задуманные планы Полье не удалось — в марте 1830 года 35-летний граф скоропостижно скончался от чахотки.
Его смерть привнесла в облик шуваловской усадьбы новые мотивы и настроения. Одержимая скорбью вдова решила превратить парк, благоустройством которого занимался ее супруг, в мемориал для увековечения его памяти, в романтический уголок скорби в готическом стиле, как раз вошедшем в моду в первые десятилетия ХIХ века в Европе, особенно в Англии. Мемориал включал склеп Адольфа, ведущую к нему от озера Адольфову аллею и церковь свв. апостолов Петра и Павла.
Центральным сооружением этого ансамбля был склеп, известный у современников как «могила Адольфа», он был сооружен недалеко от господского дома на берегу естественного пруда. Его фасадная стена в виде стрельчатой готической арки была облицована красным финляндским гранитом. По всему контуру арки, от земли до венчающего склеп креста, шел чугунный карниз, обрамленный рисунком из готических розеток. В склеп вели двустворчатые двери. У задней стены склепа, на постаменте из черного с желтыми прожилками мрамора, находилась беломраморная коленопреклоненная, с простертыми к могильной плите графа руками, аллегория скорби итальянской работы. Надгробную плиту графиня ежедневно убирала роскошными тропическими растениями и диковинными цветами. Густые посадки деревьев по всему холму, в который был встроен склеп, создавали впечатление, что над склепом раскинут густой шатер зелени, оттененный яркой пестротой роскошных цветов разбитого перед склепом цветника. Гирлянды плюща, каприфоли и коббеи, благоухание множества цветов создавали атмосферу мистической отчужденности.
Впечатление, производимое на современников этим культом памяти по умершему графу, оставила в своих воспоминаниях М.Ф.Каменская, дочь известного скульптора Ф.Толстого, жившая в то время на даче в Парголове: «В то время… старый граф Шувалов уже умер и вдова его графиня Шувалова, рожденная княжна Шаховская, успела второй раз выйти замуж по страстной любви за графа Адольфа Полье и овдоветь второй раз. Этого второго мужа графиня обожала до того, что даже с мертвым не захотела расстаться и похоронила его тут же, около своей усадьбы, в прорытом в горе и отделанном на готический манер гроте. Весь грот, снаружи и внутри, был уставлен тропическими растениями. Плиту над телом покойного мужа графиня всякий день убирала своими руками богатейшими цветами. Но ей этого было мало: так как половину ночи она проводила в гроте, где было темно, ей хотелось украсить так могилу своего Адольфа, чтобы и ночью она поражала своею красотою. И вот графиня придумала для этого такой способ: она стала приказывать деревенским девчонкам и мальчишкам собирать для нее светящихся червячков и, говорят, платила за них по пятиалтынному за штуку… И поползет живая иллюминация, переливаясь фосфорическим светом, по пальмам, розам и лилиям! А графиня сидит в гроте далеко за полночь, любуется этой картиной, обливается горючими слезами и со своим Адольфом разговаривает… Наконец, видно, ей спать захочется; пойдет домой отдохнуть, а мальчишки и девчонки караулят ее, и как только она уйдет, шасть в грот! И давай собирать своих червяков в баночки и коробочки, а наутро новеньких немного добавят и опять продадут графине…»
Источник: Журнал «Наше наследие»