КАПЕЛЛА

Тот, кто хоть раз был в Санкт-Петербурге, наверняка видел Капеллу, хота, возможно, об этом и не подозревает. Вид на нее открывается с Дворцовой площади: если встать спиной к Александрийской колонне так, чтобы по левую руку был Зимний Дворец, а по правую — арка Главного штаба, то вы как раз и увидите ее, в просвете между зданиями, в некотором отдалении за мостом через Мойку. Этот мост носит название — Певческий — как раз благодаря соседству с Певческой капеллой.

Слово "капелла" когда-то относилось к тому месту в церкви, где размещается хор, а позже стало употребляться и для самого хора. История Певческой капеллы Санкт-Петербурга уходит своими корнями в 1479 год, когда по указу Ивана III в Москве был учрежден Хор государевых певчих дьяков. А 27 мая 1703 года хор пел на закладке Петропавловской крепости, и с тех пор так и остался в Петербурге. Как и другие хоры в Европе, этот хор состоял только из мужчин и мальчиков. Певчих для хора отбирали по всей Руси, поэтому хор славился своими голосами.

В здании на Мойке № 20 хор поселился в 1810 году. Как и сегодня, к этому зданию прилегал участок, простирающийся до Большой Конюшенной улицы. Тогда на этом участке был сад с прудом. Как здорово было, наверное, юным артистам, уставшим за целый день занятий, играть в этом саду! Хотя порою приходилось и ронять горькие мальчишеские слезы, претерпев наказание розгами от суровых воспитателей, а то и просто вспоминая родительский дом…

Но построенный для себя архитектором Юрием Фельтеном особняк, откупленный впоследствии казной, с трудом удовлетворял потребности Капеллы, которая к этому времени представляла собой не просто хор, но и учебное заведение, в котором взрослых и мальчишек обучали пению, игре на различных инструментах, а кто "пение совершенно имеет, токмо тех — чтению или кто к чему способен будет…".

Привезенным со всей России певчим нужно было также место для жилья. Совершенно необходим был свой концертный зал. Поэтому после многочисленных достроек и переделок, не давших желаемого, была затеяна коренная перестройка всех зданий Капеллы, которую в 1886–1889 годах осуществил архитектор Леонтий Бенуа.

Вот тогда Капелла и приняла примерно тот вил, который она имеет сегодня. Концертный зал — один из лучших в Европе по своей акустике. Его сцена специально приспособлена для хора. В особой нише на ней установлен прекрасный орган. В царскую ложу, расположенную вплотную к сцене, вел отдельный вход из царского павильона, находившегося во дворе. На сцену зала артисты могли попадать прямо из своего учебного коридора, точно так же, как в классы по сольфеджио или арифметике. А этажом выше — прямо над учебными и репетиционными помещениями — располагались мальчишечьи спальни. Но особо счастливые после учебы возвращались не сюда, а к своим родителям, жившим в казенных квартирах, которые также находились в новых капелльских зданиях, — их отцы, а то и деды, придя сюда десятилетиями раньше, вместе с ними пели в хоре Капеллы.

Новые здания были оснащены по последнему слову техники: электрическое освещение питалось от собственной паровой электростанции, нагретый пар обеспечивал и отопление зала, и прачечную, и даже баню, которые также находились в корпусах Капеллы. Не было больше сада с прудом, но зато при бане был бассейн. Вход в него был прямо из школы или из спальни, а не через улицу!

Капелла с каждым годом крепла, славясь на весь мир своим великолепным качеством исполнения музыки. Она воспитывала из мальчиков мастеров, которые впоследствии возвращались туда в качестве взрослых певцов, учителей, дирижеров и продолжали передавать свое искусство новым поколениям. Среди тех, кого невозможно не упомянуть в связи с Капеллой Д. Бортнянский, М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Климов, Е. Кудрявцева, А. Михайлов, В. Чернушенко. Почти полвека отдал воспитанию юных музыкантов Федор Козлов.

Среди мальчишек, учившихся при Капелле в разные годы, ходила легенда о подземном ходе, который ведет из Капеллы прямо в Зимний дворец. И действительно, когда Капелла строилась, зодчим приходилось бороться с зыбким грунтом, намытым прежним руслом Мойки, поэтому фундамент опускали необычно глубоко, даже до семи аршин; может быть, тогда же и соорудили подземелье? Говорили, что там хранятся рукописи неизвестных произведений Бортнянского, Глинки, Смоленского… В свое время мы с одноклассниками облазили все окрестные подвалы, но, увы! хода в подземелье найти так и не удалось.

Но почему же все «было», да «было»? Разве не процветает Капелла и сейчас?

В 1920 году в хор Капеллы были включены женщины: в партиях альтов и сопрано появился постоянный мощный и профессиональный состав. Это не то, что мальчишки, которых только научишь петь, а у них уже и голос ломается, каждый год надо "с нуля" учить малышей. Обзаведясь женскими голосами, хор Капеллы предал своих детей; теперь их приглашали участвовать только в редких концертах, ради экзотики. В зданиях Капеллы были поставлены перегородки, установлены дополнительные замки в переходах, прорублен отдельный вход для взрослых, и началась раздельная жизнь Капеллы и Хоровой школы при ней.

В честь Победы в войне, а также по другим случаям, на Дворцовой площади регулярно устраивались военные парады с демонстрацией военной техники и с военными оркестрами. За несколько дней до таких мероприятий начинались репетиции и прогоны. (Солдаты в ожидании своих "выходов" толпились во дворах Капеллы, а мальчишки обстреливали их из окон бумажными бомбочками, наполненными водой. Впрочем, солдаты не обижались — ведь они, по сути, были такими же мальчишками — и приветливо махали в ответ промокшими фуражками.) Подобные мероприятия создавали нешуточное сотрясение всего вокруг, и однажды, вернувшись после перемены в класс, ученики обнаружили на своих партах осыпавшийся потолок. Наиболее наивные учителя, надеясь, что чем страшнее будет вид помещений, тем скорее начальство предпримет меры для его ремонта, ходили с железными палками и отбивали оставшуюся на потолках штукатурку. Наверное, они перестарались. Потому что ремонтировать здание не стали, мальчишек просто выселили из него.

Сегодня в здании Капеллы лишь небольшая часть помещений занята самой Капеллой. В квартирах для певчих давно уже живут не певчие; в корпусах Капеллы работают ювелирный магазин, бистро, Французский институт, ряд офисов.

Электростанции, прачечной и бани с бассейном не существует; столовая, кормившая некогда мальчиков, теперь обслуживает туристов…

Что ж, есть однако и хорошее. Вдоль концертного зала на уровне второго этажа протянулась картинная галерея, где часто проходят замечательные выставки наших современников, которые можно посмотреть, прогуливаясь по галерее в антракте концерта. А несколько раз в году, в промежутках между зарубежными гастролями, приходят в гости в свой бывший Дом мальчишки и поют для нас свои песни.

Они пели всегда — все время, что стоит наш город: при Петре — праздничные кантаты, позже — хоровые концерты Бортнянского на тексты псалмов, в годы советской власти пели славу вождям и революционные песни, после войны воспевали победу, а теперь… снова звучат литургии и всенощные или, как в эти зимние дни, Рождественские песнопения.

Петр ТРУБИНОВ

Рассказ опубликован журнале "Костер" за ноябрь-декабрь 1998 года.