САМЫЙ МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

Мраморный дворец

В Петербурге много дворцов. И почти каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Но Мраморный дворец, расположенный на краю Марсова поля, у всех вызывает восхищение. Северный фасад дворца, обращенный к Неве, и Южный, выходящий на Миллионную улицу, украшены колоннами из бледно-розового тивдийского мрамора. Потому и дворец называется — Мраморный!

Сами же стены дворца — второго и третьего этажей — облицованы светло-серым сердобольским гранитом, а цокольный этаж — розовато-серым. Этим сочетанием природных камней — гранита и мрамора тончайшей цветовой гаммы — достигается необыкновенный художественный эффект.

К архитектору Мраморного дворца — итальянцу Антонио Ринальди (1710–1794), отдавшему нашему городу более сорока лет вдохновенного труда, судьба была несправедлива. Началось с нелепой легенды, будто Екатерина II сама создала проект здания. Может быть, этой версии способствовал тот факт, что дворец предназначался фавориту императрицы графу Орлову, который жил в нем недолго. Затем дворец был продан в казну. Им владели только члены великокняжеской семьи.

До самого конца XIX века его автором упорно именовался Кваренги. Пока священником домашней церкви Мраморного дворца не был найден документ, утверждающий авторство Ринальди. Тому, нашлось и художественное подтверждение: в вестибюле Мраморного дворца — единственный портрет — портрет-барельеф Ринальди работы великого скульптора Шубина.

Но любоваться высочайшим творением Ринальди в настоящее время мы, к сожалению, можем не в полной мере. Перенесемся в семидесятые годы XVIII века. Перед строящимся дворцом (1768—1785), перед его главным, наиболее выразительным восточным фасадом не было служебного корпуса. Парадный двор широко открыт для обзора. Можно оценить всю сложность декоративного убранства центральной части дворца. Центр фасада и боковые ризалиты украшены колоннами. Две статуи, которые стоят на аттике, а также композиции из воинских доспехов выполнены Ф. И. Шубиным, кстати, он принимал участие и в отделке внутренних помещений дворца. И сам дворец как бы вплывает двумя крыльями в приневский простор. Ничто не заслоняет его величавого движения навстречу изумленному зрителю. А Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и протекающий у подножья дворца, отражает в спокойных водах роскошный восточный фасад и башню с часами. Но после постройки рядом служебного корпуса канал был засыпан. Поначалу двухэтажный этот корпус все-таки не полностью заслонял парадный въезд во дворец, его самый архитектурно насыщенный фасад. Но постепенно он был надстроен еще на два этажа.

Теперь любоваться главным фасадом дворца можно только войдя в крохотный садик. А в нем-то и отступить некуда, чтобы охватить взором весь величественный строй парадной стороны дворца.

А сколько, казалось бы, непреодолимых препятствий возникло в годы самого строительства. Вот хотя бы одно: архитектору определили крайне неудобную, кривобокую площадку. И этим были созданы такие трудности в планировочном решении, что можно лишь изумляться, как их удалось преодолеть и при помощи какого волшебства асимметричный план здания можно обнаружить разве что с вертолета. Сильно пострадал дворец и в наше время. Его крыша, покрытая медными листами и казавшаяся созданной из чистого золота, перестала выделяться своей единственностью. Ей нашли лучшее применение — в промышленности.

В 1937 году в Мраморном дворце был открыт Центральный музей В. И. Ленина. Дворцовые помещения были приспособлены под музейные залы. Наиболее ценные интерьеры дворца, правда, были при этом сохранены. У входа во дворец, в садике, был установлен на постаменте исторический броневик, который находился на площади у Финляндского вокзала в день прибытия Ленина в Петроград в апреле 1917 года. В 1973 году броневик "переехал" в вестибюль Мраморного дворца, а на его месте теперь стоит памятник Александру III*. Сейчас Мраморный дворец передан Русскому музею, и в залах дворца периодически проводятся художественные выставки.

____________________

О нем мы писали в "Костре" N 7, 1997 г.

Рассказ опубликован журнале "Костер" за сентябрь 1999 года.