Бегут по Неве волны — к морю, к морю! Пронырнув под Литейным мостом, они словно строже становятся, словно строятся плотно и дальше уже идут, держа равнение направо. Там, справа, стоит самый старый корабль на всем российском флоте — краснознаменный крейсер "Аврора".
Многие думают, что свое имя "Аврора" получила в честь богини утренней зари. Это не так. Имя свое крейсер принял от другого славного корабля — боевого фрегата, построенного невскими корабелами на Охтинской верфи в 1835 году. Та белопарусная "Аврора" была славной путешественницей: пересекла она Атлантику, обогнула Южную Америку, преодолела Тихий океан — прибыла в Петропавловск-Камчатский.
Вовремя подоспела. В том, 1854-м, году шла война. Россия сражалась с Англией и Францией. На Черном море дрался Севастополь, на Тихом океане отбивался от англо-французской эскадры Петропавловск-Камчатский. Фрегат "Аврора" тут же вступил в бой. И сколько десантов ни пытался противник высадить — ничего у него не вышло. Отразила "Аврора" все его атаки и в 1857-м году домой на Балтику вернулась. Словно для того, чтобы имя свое гордое другому кораблю передать.
Русский флот перевооружался. На корабли вместо парусов приходили паровые машины. 23 мая 1897 года на судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство" был заложен новый корабль. Будущая "Аврора". 11 мая 1900 года бронепалубный крейсер I ранга был спущен на воду, и 16 июля 1903 года "Аврора" вошла в состав кораблей русского Балтийского флота.
Вскоре случилось так, что новому крейсеру пролег путь почти туда, где полвека назад бороздил волны и дрался с врагом фрегат "Аврора". Грянула война с Японией, и крейсер в составе большой эскадры кораблей пошел вокруг Европы, вокруг Африки к восточным берегам Азии. Японцы поджидали эскадру в Корейском проливе возле острова Цусима. Было их в два раза больше. Да и корабли японцев были поновее: быстрее двигались, дальше стреляли.
"Аврора" сражалась стойко. Уже в самом начале боя вражеский снаряд перебил кабель электрического управления рулем. Корабль встал, превратился в плавучую мишень — бей по нему, никуда не денется! Японцы и обрушили на "Аврору" ураганный огонь. И тогда минный электрик Андрей Подлесный кинулся в боевую рубку, под неослабевающим огнем врага устранил повреждение, вернул ход кораблю, спас его от гибели. Русская эскадра потерпела тогда сокрушительное поражение. "Аврора" со многими повреждениями, с дырами в борту сумела выйти из боя и, повернув на юг, ушла в порт Манила.
В конце 1905 года с Японией был подписан мир. "Аврора" взяла курс на родину. Целый год она ремонтировалась, а потом стала учебным кораблем. Снова пролегли ей далекие пути: Северное море, Средиземное, Атлантический, Тихий океаны, остров Ява, Суматра... Когда на крейсер приходили молодые матросы, бывалые хвастались:
— Гляньте-ка, какой у "Авроры" вымпел! На всей Балтике самый длинный! Обычай такой; сходил в заграничное плаванье — удлинняй вымпел.
Грянула новая война — первая мировая. "Аврора" охраняла подступы к Финскому заливу: несла дозорную службу, ходила в разведку, помогала ставить мины против немецких кораблей. Частые походы вконец измотали крейсер. Он требовал ремонта. Настал день, и два буксира потащили корабль в Петроград к стенке старого Франко-Русского завода, ныне Адмиралтейского.
Здесь ее и застала Февральская революция. Первыми на Балтике авроровцы подняли над крейсером красный флаг, взялись за винтовки.
Февральская революция победила. Следом шла Октябрьская. Из Смольного на "Аврору" пришел приказ: встать на Неве так, чтобы держать Зимний дворец под огнем своих пушек. Командир корабля Эриксон отказался его выполнять, ссылаясь на то, что фарватер не проверен, можно сесть на мель. Авроровцы сами промерили фарватер и вывели крейсер к Николаевскому мосту. К Зимнему дворцу, беря его в кольцо, стягивались отряды красногвардейцев, революционные солдаты и моряки. Были среди них и авроровцы. Сам же крейсер должен был дать сигнал к штурму. И он дал его в 21 час 40 минут — прогремел холостым выстрелом 6-дюймового носового орудия. Начался штурм Зимнего дворца, в котором засели министры Временного правительства. Зимний был взят.
Минуло еще шесть лет и 23 февраля 1923 года "Аврора" вновь стала учебным кораблем Балтийского флота. Снова она режет волны Балтики, посещает порты Норвегии, Швеции, Дании, Германии.
Великая Отечественная война застала ее стоящей у стенки в Ориенбауме. На крейсер пришел приказ: сформировать батарею особого назначения. Тяжелый автокран снял с корабля девять орудий. К вечеру подошли тягачи, погрузили пушки на свои плечи и потащили их к Вороньей горе, к Дудергофу. Славно сражались эти орудия, погибали, но не сдавались, остановили наступление немцев на Ленинград. Враги нещадно обстреливали стоящий крейсер. Моряки насчитали свыше тысячи трехсот осколочных пробоинв бортах "Авроры". В августе 1943 года вражеский снаряд сбил с нее военно-морской флаг. Не раздумывая ни секунды, не глядя на сильный обстрел, бросился в воду матрос А. Волков, достал флаг, вернулся и водрузил его на место.
Нет, никогда не спускал своего гордого флага крейсер!
Он и сейчас развивается на "Авроре". Наш народ решил сохранить крейсер для внуков и правнуков. на крейсере открыт музей. Но "Аврора" — и сама музей — филиал Центарльного Военно-Морского музея нашей страны.
Рассказ опубликован журнале "Костер" за ноябрь-декабрь 1995 года.