С середины 1730-х годов началось постепенное возрождение города. Этому способствовало возвращение в Петербург из Москвы императорского двора вскоре после восшествия на престол Анны Иоанновны, родной племянницы Петра I, вдовствующей герцогини Курляндской. Строительство города вступило в новую фазу. Столица во многом росла стихийно, все более распространяясь к югу от Большой Невы. Центром города постепенно становилась Адмиралтейская сторона. Катастрофические пожары 1736 и 1737 годов побудили власти немедленно заняться упорядочением системы застройки столицы.
В 1737 году была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, архитектурную часть которой возглавил П. М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, закрепивший планировочные и композиционные идеи регулярной архитектуры. Согласно этому плану центр окончательно переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей — трех лучей, расходившихся от башни Адмиралтейства, перестройка которого в это время заканчивалась по проекту И. К. Коробова. Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями.
Укрепление позиций абсолютизма, усиление влияния в стране дворянского сословия не замедлили сказаться на характере городской застройки. По словам В. О. Ключевского, это было «государство, замкнувшееся во дворце». Преобладающим архитектурным типом здания на несколько десятилетий становится дворец-усадьба в столице или ее пригороде. Возводившиеся в тот период сооружения до сих пор поражают неподдельным величием, пространственным размахом, пышностью наружного и внутреннего убранства. Дворцовая архитектура, более чем какая-либо другая, являлась наглядным воплощением идеи политического и военного могущества Российской Империи, своеобразным символом ее растущего международного авторитета. На смену периоду раннего барокко приходит эпоха высокого барокко.
Крупнейшим мастером высокого барокко был Бартоло-мео Франческо Растрелли, создавший в Петербурге и его окрестностях многочисленные постройки. Он приехал в Петербург в 1716 году со своим отцом, итальянским скульптором Карло Бартоломео Растрелли, которого Петр I пригласил в Россию. Одной из первых его работ стал третий Зимний дворец, сооруженный в 1732—1735 годах на берегу Невы (на месте нынешнего Зимнего дворца). Здание включило в себя дома Апраксина и Кикина, которые объединил в одно целое вновь построенный корпус. В итоге его конфигурация оказалась довольно причудливой и запутанной, усложненной различными пристройками и переходами.
Фасады дворца, протянувшегося вдоль Невы почти на 150 метров, во многом еще сохраняли черты петровского барокко, в духе которого были первоначально отделаны старые палаты. Однако в оформлении ряда внутренних помещений уже чувствовалась рука большого мастера. Особенно нарядно выглядели Тронный зал, Аванзал и Театр. Так, в Тронном зале пятьдесят резных пилястр подпирали потолок, который украшал великолепный плафон, исполненный французским живописцем Л. Каравакком. Над троном был устроен балдахин, поддерживаемый точеными колоннами композитного ордера. Аванзал также украшали резные пилястры и большой плафон работы Каравакка. Совершенство резьбы отличало иконостас дворцовой церкви, расположенной в западном крыле здания. Во дворце находился и знаменитый Янтарный кабинет, позднее (в 1755 году) перенесенный в Большой царскосельский дворец. Видный общественный деятель того времени Феофан Прокопович писал об этом Зимнем дворце: «Дом сей… столь чюдного дела, что такого Россия до днесь не имела».
Середина XVIII века ознаменовалась строительством в Петербурге нескольких крупных дворцовых усадеб. Как правило, это были здания, имевшие в плане Н-образный или П-образный корпус с курдонером (парадным двором), который обычно не выходил на главную улицу. Плоские пилястры и лопатки на фасадах уступили место колоннам, которые не играли конструктивной роли, а служили прежде всего украшением фасадов. Наряднее стало убранство помещений, отличавшееся высокой художественностью отделки.
Среди первых зданий города, построенных в стиле высокого барокко, был Аничков дворец. Его возведение-началось в 1741 году по проекту архитектора М. Г. Земцова на правом берегу Фонтанки, у Невской перспективы. Здесь прежде находился Преображенский полковой двор. Спустя полтора года Земцов скончался. Руководство работами по сооружению дворца перешло к его бывшему помощнику Г. Д. Дмитриеву, а еще через некоторое время — к Б. Ф. Растрелли, внесшему в первоначальный замысел существенные поправки. К весне 1751 года отделка дворца в основном завершилась, что позволило провести освящение его церкви. Здание было Н-образным в плане. Его центральная трехэтажная часть с большим двусветным залом соединялась крыльями с боковыми трехэтажными флигелями, увенчанными ребристыми куполами с луковичными главками. Основным своим фасадом дворец был обращен к Фонтанке, а не к Невской перспективе. Здесь находился парадный двор с бассейном, связанным с Фонтанкой каналом. Противоположным фасадом дворец был обращен к регулярному саду, разбитому с его западной стороны. Оба фасада украшали высокие крыльца с портиками, поддерживающими балконы. Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А. П. Антропов, И. Я- Вишняков, А. И. и И. И. Вельские и другие. Особенно тщательно был отделан интерьер церкви, занимавшей второй и третий этажи бокового флигеля, расположенного вдоль Невской перспективы. Ее трехъярусный резной иконостас, покрытый позолотой, достигал одиннадцатиметровой высоты, отличался богатством барочной орнаментики.
На протяжении десятилетий дворец неоднократно переходил от одного владельца к другому. Первым его хозяином был фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. Г. Разумовский, президент Академии наук. В 1770-х годах усадьба стала собственностью князя Г. А. Потемкина, которому ее подарила Екатерина II. По его распоряжению многие помещения дворца подверглись переделке. Значительные изменения в облик здания внес архитектор И. Е. Старое, придавший фасадам формы, свойственные архитектуре раннего классицизма. Центр дворца украсил треугольный фронтон, над боковыми флигелями вместо фигурных луковичных завершений появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.
В 1803—1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. К сожалению, с того времени главный фасад дворца оказался заслоненным со стороны реки. Позднее здесь разместился «Кабинет Его Императорского Величества» — ведомство, распоряжавшееся имуществом царского двора. Аркады в 1885 году были заложены кирпичом, между корпусами остался только проезд, украшенный шестью сближенными попарно колоннами.
В начале XIX века во дворце появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Особенно интересен Белый зал, торцовые стены которого членятся парами стройных ионических колонн. До наших дней сохранился и Желтоколонный зал, также оформленный Руска.
Значительную перестройку интерьеров дворца осуществил в 1817–1818 годах архитектор К- И. Росси. Церковь была устроена в верхнем этаже северного бокового флигеля и освящена во имя Святого князя Александра Невского. Ее украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Прекрасные росписи покрыли стены, декорированные пилястрами. Одновременно по проекту Росси был построен примыкающий к дворцу дугообразный «сервизный корпус». Зодчий существенно уменьшил размеры дворцового сада, соорудив вокруг него ограду и построив на его западной стороне два изящных одноэтажных павильона. Владельцем здания в 1817 году стал великий князь Николай Павлович. После его вступления на российский престол Аничков дворец начал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом».
Император Александр III сделал дворец своей резиденцией. При нем в залах разместилось крупное собрание произведений живописи, не уступавшее по своему богатству другим картинным галереям столицы. В связи с этим в 1886–1887 годах ряд помещений дворца заново отделал архитектор М. Е. Месмахер.
В конце XIX — начале XX века дворец был резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
После революции в Аничковом дворце более пятнадцати лет размещался Музей старого Петербурга. Трудным для здания стал 1935 год, когда городские власти решили устроить в нем Дворец пионеров. В экстренном порядке была перестроена значительная часть помещений, разобраны своды в цокольном этаже, некоторые капитальные стены и перегородки. Варварскому уничтожению подверглось уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал.
Ныне в Аничковом дворце размещается Дворец творчества юных.
Почти одновременно с Аничковым дворцом на том же берегу Фонтанки, примерно на месте нынешнего Инженерного замка, был сооружен третий Летний дворец. Он стал одной из любимых городских резиденций императрицы Елизаветы Петровны, вступившей на престол в 1741 году. Именно при возведении этого дворца впервые раскрылся талант архитектора Б. Ф. Растрелли, который непосредственно руководил его строительством. Фасады широко раскинувшегося деревянного здания украшали колонны, пилястры и декоративные скульптуры. Его парадные помещения образовывали великолепную анфиладу, протянувшуюся на десятки метров. «Это, — писал И. Грабарь, — одна из самых удачных и очаровательных построек XVIII века». В 1796 году третий Летний дворец был сломан, а на его месте началось ускоренное строительство нового дворца-замка.
Тогда же на другом берегу Фонтанки, чуть ниже по течению, поднялась усадьба графа П. Б. Шереметева. Еще в начале 1740-х годов здесь был сооружен каменный одноэтажный дом. В 1750—1755 годах архитектор С. И. Чева-кинский надстроил здание, сделав его двухэтажным и более нарядным. Центральную часть фасада он подчеркнул шестью коринфскими пилястрами, оперев на них аттиковый полуэтаж, завершенный лучковым фронтоном. Боковые части фасада также оформлены пилястрами, но увенчаны треугольными фронтонами.
По своему характеру и композиционному замыслу дворец, обращенный главным фасадом к реке и названный «Фонтанным домом», является типичным усадебным сооружением середины XVIII века. Это выразилось в определенной пышности убранства фасадов здания, представленного и лепными головками, и львиными масками в капителях, и лучковыми сандриками, образующими волнообразную линию над окнами.
Вместе с тем в планировке здания проявились черты зодчества первой четверти XVIII века. Так, в отличие от нижнего этажа дворца, отведенного под служебные помещения, второй этаж представлял собой целую систему парадных покоев. Они образовывали две анфилады, из которых одна располагалась вдоль главного фасада здания, другая — вдоль садового фасада. Парадные апартаменты первоначально были отделаны в соответствии с замыслом архитектора Ф.С. Аргунова. Позднее они неоднократно перестраивались. В разные годы авторами проектов оформления интерьеров выступали архитекторы И. Е. Старое, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин. В одном из боковых крыльев, примыкавших к центральному корпусу, размещалась дворцовая церковь. Ее стены покрывали художественные росписи, украшали прекрасные лепка и резьба.
Значительные изменения в отделку помещений дворца внес в 1837–1840 годах архитектор И. Д. Корсини. Ему принадлежит и красивая чугунная ограда, установленная перед зданием на набережной.
В комплекс усадьбы с самого начала входил регулярный сад, простиравшийся до Литейной перспективы. В нем находились Грот, павильон Эрмитаж, Китайская беседка и нарядные ворота, сооруженные Аргуновым. В «Фонтанном доме» жила талантливая актриса конца XVIII века — бывшая крепостная П. И. Ковалева-Жемчугова, ставшая женой графа Н. П. Шереметева. Во дворце и саду бывали В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, А. Н. Серов, О. А. Кипренский и многие другие поэты, композиторы и художники. В начале XX столетия Грот и садовые ворота на Литейном проспекте были сломаны. Их место заняли доходные дома с магазинами.
В 1918 году последний владелец С. Д. Шереметев передал здание со всеми художественными коллекциями советским властям. Спустя всего несколько лет устроенный в нем музей был ликвидирован, церковь разорена и уничтожена. Длительное время здание поочередно занимали различные учреждения и научные институты. Пять лет назад оно было передано Государственному музею театрального и музыкального искусства.
В южном дворовом флигеле Шереметевского дворца в 1924–1941 и 1944–1952 годах жила поэтесса А. А. Ахматова. Здесь ею было написано множество стихотворений, подготовлено несколько литературоведческих статей. В 1989 году в бывших комнатах Ахматовой открыт мемориальный музей.
Классическим образцом городской усадьбы елизаветинского времени следует считать дворец канцлера графа М. И. Воронцова. Он возведен в 1749–1757 годах по проекту Б. Ф. Растрелли, уже снискавшего славу искусного зодчего столицы. Архитектору пришлось сооружать дворец на участке, расположенном между Фонтанкой и недавно проложенной Садовой улицей, которая очень скоро стала одной из оживленных улиц города. Именно к ней и обращено своим главным фасадом здание, поставленное в глубине парадного двора. От улицы двор отсечен ажурной чугунной оградой, отлитой по рисунку Растрелли. Внушительно выглядит центральный ризалит дворца, поднятый на полуэтаж и декорированный сдвоенными приставными колоннами и пилястрами, которые поддерживают раскрепованный антаблемент. Верхний полуэтаж венчает небольшой треугольный фронтон, подчеркивая монументальность центра здания. Боковые ризалиты декорированы несколько проще, хотя и здесь применены сдвоенные колонны. Позади главного корпуса в прошлом был разбит регулярный сад, восточная граница которого проходила по берегу Фонтанки. Его аллеи оживляли пруды, фонтаны и скульптуры. С большой пышностью были отделаны многочисленные залы дворца. К сожалению, их декоративное убранство не сохранилось.
В конце 1790-х годов дворец, взятый незадолго перед этим в казну, был пожалован Мальтийскому ордену, великим магистром которого стал император Павел I. В связи с этим в 1798–1800 годах архитектор Дж. Кваренги пристроил к главному дворцовому корпусу со стороны сада здание Мальтийской капеллы — кафедрального католического храма Святого Иоанна Иерусалимского, где проходили заседания капитула ордена. Благодаря небольшим размерам фасад капеллы, решенный в виде четырехколонного портала, поражает благородной простотой. Столь же совершенен и зал, окаймленный с двух сторон коринфской колоннадой, на которую опираются своды потолка. Высоким мастерством отличается вся внутренняя отделка: роспись, скульптура, лепнина, мраморная облицовка.
С 1810 года в Воронцовском дворце размещался Пажеский корпус — привилегированное военно-учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии. После революции в нем находились курсы командного состава, а затем — пехотное училище. С 1958 года в здании размещается Петербургское суворовское военное училище.
Севернее дворца Воронцова, за Невской перспективой, располагалась еще одна городская усадьба — графа И. И. Шувалова, основателя Академии художеств. В 1753–1756 годах архитектор С. И. Чевакинский построил для него дворец, который современники оценили как выдающееся сооружение. Здание отличают черты, свойственные архитектуре развитого барокко. Особенно интересен ризалит его главного фасада, представляющий собой трехгранный выступ, декорированный полуколоннами и фронтоном лучковой формы. Во дворце находилась собранная Шуваловым богатая картинная галерея. Гостем графа часто бывал М. В. Ломоносов.