Одна из красивейших улиц

Улица Зодчего Росси

С какой бы стороны вы ни подошли к улице Зодчего Росси, обогнув Александринский театр, или с площади Ломоносова, ощущение такое, что вы попали в огромный танцевальный зал! Не хватает только крыши над головой. Это достигается удивительной пропорциональностью улицы: ширина ее - 22 метра, а длина - в десять раз больше - 220 метров. На улице всего два трехэтажных парадных здания: высота их - тоже 22 метра. Стоят они друг против друга, словно отражаясь в зеркале, выкрашенные в желтый цвет - цвет солнца! Когда-то нижние этажи этих двух домов представляли собой сквозные галереи. Позже они были заложены, и сегодня на цокольном этаже в четком строю стоят сдвоенные дорические колонны. Окна между ними украшены рельефным орнаментом.

Балерина

Левое здание, если смотреть с площади Ломоносова, первоначально предназначалось военному ведомству, но хозяева быстро менялись, и сейчас его занимают различные учреждения. Правое здание в 1836 году было передано Дирекции императорских театров, и после перестройки интерьеров в него въехало театральное училище. В 90-е годы прошлого века его окончили такие прославленные мастера балета, как Анна Павлова, Михаил Фокин, Агриппина Ваганова. Имя ее в 1957 году было присвоено хореографическому училищу, которое размещалось в этом здании и теперь называется Академия русского балета.

В 1916 году Ваганова оставила сцену Мариинского театра и перешла на педагогическую работу. Ее школа получила широкое признание. Впервые в нашей стране Агриппине Яковлевне Вагановой было присвоено звание профессора хореографии. В разное время в училище занимались Г. Уланова, Т. Вечеслова, Н. Ястребова, Н. Кургапкина, К. Сергеев, В. Чабукиани, Н. Дудинская, И. Колпакова. Многие из учениц Вагановой потом стали преподавать в училище.

Часто можно встретить на улице Зодчего Росси юных мальчиков и девочек, которые спешат в училище, их можно узнать по своеобразной походке и горделивой осанке. Отсюда, закончив учебу, они разлетаются по разным городам страны, чтобы потом на сцене раскрыть перед зрителями волшебный мир танца.

В конце этого дома, как будто третья стена, высится здание Александринки с белыми дорическими колоннами и галереями, потому и улица до 1923 года называлась Театральной, а теперь - Зодчего Росси, в честь великого архитектора, ее создателя.

Карл Иванович Росси (1775-1849) родился в Петербурге и всю свою жизнь связал с нашим городом. Он создал целый ряд великолепных сооружений, среди которых Елагин дворец, здание Главного штаба с Центральной аркой на Дворцовой площади, здание Сената и Синода, Михайловский дворец - ныне Русский музей, Александринский театр, павильоны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на все достижения в архитектуре, жил Карл Иванович очень трудно, постоянно в долгах. Было у него пять сыновей и пять дочерей. Всех надо было вывести в люди. К тому же, щедрый по натуре человек, Карл Иванович, получая иногда большие деньги, тут же раздавал их нуждающимся. Когда в 1830 году за тридцатилетнюю службу России его наградили ста тысячью рублями, он расплатился с долгами и пожертвовал пять тысяч рублей в пользу семей, кормильцы которых погибли от холеры. Историки подсчитали потом, что через руки зодчего прошло шестьдесят миллионов рублей и ни рубля не прилипло к его ладоням. Он все время мечтал построить дом для своей семьи, да так и не сумел этого сделать. Молва сохранила такую историю из последних лет его жизни.

В Александринском театре за его создателем была постоянно закреплена одна ложа. Чтобы как-то пополнить свой бюджет, Росси стал продавать билеты в эту ложу. И надо же такому случиться, что однажды в этой ложе сошлись какой-то знатный дворянин и совсем не знатный петербургский купец. Дворянин, разумеется, возмутился, устроил скандал, в результате которого у зодчего его ложу отобрали.

В 1949 году 6 апреля Карл Росси скончался, и был похоронен на Волковом кладбище. В 1940 году прах его был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры.

Но лучшим памятником Карлу Ивановичу Росси является улица, названная его именем, - одна из красивейших в мире.

Вольт Суслов

Рассказ опубликован журнале "Костер" за октябрь 1997 года.